Мы ищем лучшие цены и предложения для Вас.
Пожалуйста, подождите...
Мы добавляем в корзину выбранную вами услугу.
Пожалуйста, подождите...
Сайт работает в тестовом режиме

О сервисе

1. Как мы работаем

Что такое MetricsNet и как работает поисковик исполнителей на метрологические услуги? 

MetricsNet не оказывает метрологические услуги. Мы находим для вас лучший вариант, а вы сами выбираете, где сделать заказ. Оплата услуги осуществляется непосредственно у компании-партнера или на сайте компании-партнера, разместившей понравившееся вам предложение.

Мы не взимаем комиссий, не устанавливаем наценок и не берем никакого вознаграждения с наших пользователей. Компании-партнеры платят нам за привлечение клиентов на их веб-сайты. MetricsNet просто показывает вам, у кого из наших партнеров самые выгодные предложения, поэтому вы не переплачиваете за услуги. 

В данный момент идет наполнение базы данными.

Мы планируем привлечь большое количество компаний-партнеров чтобы у вас был большой выбор исполнителей. Мы разработали поисковик, который способен найти и сравнить цены по множеству параметров, учитывая стоимость услуги, возможность сделать расчет и сравнить условия по множеству позиций у одного исполнителя, срок исполнения, логистику, а также акции и спецпредложения. У нас прямые связи с исполнителями, агентствами и институтами, поэтому новые тарифы и скидки моментально появляются на MetricsNet. 

В список наших партнеров попадают только проверенные и надежные компании. Мы ценим ваше доверие и понимаем, что наша репутация зависит, в том числе, от надежности наших партнеров. MetricsNet работает только с проверенными компаниями. 

В случае возникновения каких-либо проблем с заказом и получения некачественной, недобросовестной услуги просим направлять свой запрос на почту info@metricsnet.ru

Поверка средств измерений

1. Что такое поверка и для чего она нужна?

Если Вы определяете количество чего-либо (чего угодно) и делаете это с помощью технических устройств, а не просто пересчетом вручную, то говорят, что Вы проводите измерения, а применяемые для этого технические устройства называют средствами измерений (СИ).

Чтобы Вы в ходе Вашей деятельности могли доверять полученным с помощью СИ количественным значениям (результатам измерений), Вы должны быть уверены, что СИ работает правильно. Сделать это самостоятельно сложно, поэтому есть организации и индивидуальные предприниматели, которые проверяют соответствуют ли характеристики СИ, тем требованиям, которые к нему предъявляются. Говорят, что они проводят поверку.

Поверка СИ - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

2. Должен ли я проводить поверку моих средств измерений?

Для ответа на этот вопрос не важно какого типа Ваше СИ, а важно для чего оно используется. То есть, нужно определить входит ли Ваша деятельность, связанная с использованием СИ, в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений (ОЕИ). Узнать это Вы можете, прочитав ответ на вопрос 3.

Если Ваша деятельность входит в эту сферу, то в соответствии с п.1 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 года 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Ваши СИ в обязательном порядке должны быть поверены.

Отдельно следует отметить, что граждане Российской Федерации – владельцы индивидуальных приборов учета энергоресурсов в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязаны проводить их поверку.

3. Входит ли моя деятельность в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений?

Виды деятельности, входящие в сферу государственного регулирования ОЕИ, установлены пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

К ним относится:

  1. деятельность в области здравоохранения;

  2. ветеринарная деятельность;

  3. деятельность в области охраны окружающей среды;

  4. деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

  5. деятельность по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

  6. контроль за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

  7. осуществление торговли, выполнение работ по расфасовке товаров;

  8. выполнение государственных учетных операций и учет количества энергетических ресурсов;

  9. деятельность при оказании услуг почтовой связи, учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;

  10. деятельность в области обороны и безопасности государства;

  11. геодезическая и картографическая деятельность;

  12. деятельность в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

  13. проведение банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля;

  14. выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

  15. проведение официальных спортивных соревнований, подготовка спортсменов высокого класса;

  16. выполнение поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

  17. осуществление мероприятий государственного контроля (надзора);

  18. деятельность в области использования атомной энергии;

  19. деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если при осуществлении указанных выше видов деятельности Вы проводите измерения, то они должны выполняться по аттестованным методикам измерений (за исключением прямых измерений), с применением СИ утвержденного типа (внесенных в Госреестр СИ) и прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

Министерства и ведомства, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в вышеуказанных областях деятельности, по согласованию с Минпромторгом России определяют конкретные виды измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования ОЕИ, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности. Эти виды измерений и требования к ним приведены в Приказах министерств и ведомств, которые сведены в Единый перечень измерений, входящих в сферу государственного регулирования. Этот перечень является частью Федерального информационного фонда (ФИФ) ОЕИ.

Большинство министерств и ведомств издали такие приказы. Если же приказ не издан, то принято, что все виды измерений, выполняемые при осуществлении деятельности по пп. 1-19, входят в сферу государственного регулирования ОЕИ.

Если Ваша деятельность относится к видам, перечисленным в пп. 1-19, то Вам следует найти в Едином перечне измерений, входящих в сферу государственного регулирования ОЕИ, приказ, изданный соответствующим министерством или ведомством, и установить, перечислены ли в нем, проводимые Вами измерения или нет.

Если – нет, то можете не беспокоиться о поверке. Если входят, то применяемые Вами СИ должны соответствовать приведенным в приказе метрологическим требованиям, а проводимые измерения должны выполняться в соответствии с требования государственного регулирования ОЕИ.

Если приказ не издан и его нет в Едином перечне нет, то все измерения, проводимые Вами в рамках деятельности по пп. 1-19 считаются входящими в сферу госрегулирования и на них распространяются требования государственного регулирования ОЕИ.

Если у Вас есть сомнения или вопросы относительно того, входит ли Ваша деятельность в сферу госрегулирования ОЕИ, то следует направить запрос в министерство или ведомство, издавшее приказ, и в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» получить ответ в установленный законом месячный срок.

4. Что еще следует знать о поверке?

Поверке подлежат только СИ, внесенные в Госреестр средств измерений, который является частью Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений (ФИФ ОЕИ). Если СИ внесено Госреестр СИ, то, как правило, в паспорте приводится его номер в Госреестре СИ. По этому номеру его можно там найти.

Если Ваше СИ не идентифицируется нашей поисковой системой, то оно не внесено в Госреестр СИ и не может быть поверено. В этом случае есть два варианта действий. Либо следует проходить процедуру внесения СИ в Госреестр СИ, которая включает испытания с целью утверждения типа СИ, является непростой и занимает несколько месяцев. Либо следует приобрести аналогичное по характеристикам СИ, уже внесенное в Госреестр СИ производителем.

Большинство СИ проходят первичную поверку при выпуске из производства, о чем ставиться отметка в паспорте или прикладывается свидетельство о поверке. Если срок действия первичной поверки истек, то необходимо обратиться в специализированную организацию для проведения поверки.

Поверка – это услуга, которая включает в себя техническую измерительную процедуру. Выполнять ее имеют право юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие государственную аккредитацию на право оказания этой услуги. Наша информационная система подберет Вам исполнителя, имеющего такую аккредитацию.

После проведения поверки Вам будет выдан документ установленного образца – свидетельство о поверке. Оно должно быть оформлено в соответствии с приказом Минпромторга России от 02 июля 2015 года № 1815 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке». Однако, нередко для подтверждения подлинности свидетельства о поверке проверяющие организации обращаются в раздел Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, содержащий сведения о поверках СИ. Поэтому спустя некоторое время после поверки Вам следует проверить, внесла ли организация, проводившая поверку Ваших СИ, сведения о поверке в этот раздел. Если Вы пользуетесь нашей информационной системой, то Вы будете автоматически проинформированы об этом.

5. Какие негативные последствия могут наступить, если я пользуюсь неповереным средством измерений?

Глава 8 Федерального закона от 26 июня 2008 года 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» предусматривает ответственность за невыполнение законодательства об ОЕИ. Конкретные виды ответственности установлены КОАП Российской Федерации и предусматривают, как правило, штрафы различного размера.

Однако, в случаях, если в результате нарушения законодательства по ОЕИ, например, использования неповеренных СИ, наступили тяжелые последствия, Ваши действия могут повлечь уголовную ответственность.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям нечасто приходится сталкиваться с органами Государственного метрологического надзора и получать штрафы за невыполнение законодательства по ОЕИ. Однако, на практике перечень негативных последствий гораздо шире, поскольку контролируют соблюдение требований ОЕИ не только органы метрологического надзора, но и другие лицензирующие, проверяющие и аккредитующие органы. Поэтому наиболее распространенным негативным последствием является неполучение лицензии, аккредитации или приостановка деятельности.

Также важно отметить, что несоблюдение законодательства по ОЕИ однозначно приводит к проигрышу судебных споров. Именно поэтому ГИБДД так тщательно выполняет поверку алкометров и регистраторов скорости.

6. С чего начать процедуру поверки?

Если Вы считаете, что Вам необходимо провести поверку Ваших СИ, то Вам надо сделать следующее:

  1. подготовить паспорта или другие документы, где указано название Вашего СИ или его номер Госреестра;

  2. определить приоритеты поверки – наиболее дешевая цена, наиболее короткий срок, удобство доставки, возможность выезда исполнителя к Вам;

  3. провести поиск возможных исполнителей с помощью нашей информационной системы;

  4. выбрать наиболее подходящего Вам исполнителя;

  5. оформить заявку с помощью нашей информационной системы.

7. Какое еще метрологическое обеспечение моих средств измерений кроме поверки мне необходимо?

Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 года 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» гласит, что измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования ОЕИ, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений (за исключением прямых измерений), с применением СИ утвержденного типа (внесенных в Госреестр, прошедших поверку. 

Отсюда следует, что если Ваши методики измерений не аттестованы, а используемые СИ не внесены в Госреестр, то Вам следует в обязательном порядке провести эти мероприятия.

Важным фактором обеспечения правильной работы Ваших СИ является их ремонт и настройка, которая проводится организациями, имеющими соответствующий опыт работы.

8. Если поверка моих средств измерений не требуется, то нужно ли для них другое метрологическое обеспечение?

Если Ваша деятельность не входит в сферу государственного регулирования ОЕИ, то законодательство не требует от Вас в обязательном порядке выполнения мероприятий по ОЕИ. Однако, это не значит, что Вам не следует уделять внимания обеспечению правильности работы Ваших СИ. Под правильностью работы СИ обычно понимают наличие требуемой точности, достоверности и доказательности результатов измерений, их сопоставимость с другими аналогичными измерительными данными.

Дело в том, что обеспечение правильности работы Ваших СИ и общественная демонстрация этого является неотъемлемым подтверждением качества производимой Вами продукции или оказываемых Вами услуг. Подтверждение правильности работы применяемых Вами СИ является распространенным требованием различных систем добровольной сертификации, стандартов, систем управления качеством.

Подтверждением этому является зарубежный опыт. В большинстве случаев за рубежом отсутствуют непосредственные законодательные требования по ОЕИ, однако их добровольное соблюдение настолько жестко контролируется многочисленными системами лицензирования, страхования ответственности, оценки качества, что практически сделает невозможной Вашу деятельность, если Вы не соблюдаете эти требования.

Важнейшей формой добровольного подтверждения правильности работы Ваших СИ является калибровка - совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик СИ. Результаты калибровки отображаются в сертификате калибровки и служат подтверждением точности, достоверности и доказательности результатов измерений.

Калибровка средств измерений

1. Что такое калибровка и для чего ее надо проводить?

Калибровка – это совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик СИ. Результаты калибровки отображаются в сертификате калибровки и служат подтверждением точности, достоверности и доказательности результатов измерений. Калибровка является добровольной метрологической процедурой, выполняется организацией-калибровщиком на договорной основе, и может применяться ко всем СИ, в том числе не входящим в Госреестр СИ.

Калибровка выполняется на основе методики калибровки, либо уже имеющейся, либо разрабатываемой исполнителем. 

2. Чем калибровка отличается от поверки? Заменяют ли они друг друга?

Калибровка – это измерительная процедура, в ходе которой  определяются действительные значения различных метрологических характеристик СИ, которые отражаются в сертификате калибровки. Состав и точность определяемых метрологических характеристик устанавливается на договорной основе и определяется исходя из требований заказчика и возможностей калибровщика.

Поверка – это процедура оценки соответствия, состоящая из двух этапов. На первом этапе определяются только те метрологические характеристики СИ, которые жестко регламентированы в методике поверки. На втором этапе оценивается соответствие полученных метрологических характеристик, значениям, приведенным в методике поверки, и взятым из описания типа СИ. При наличии такого соответствия выдается свидетельство о поверке, в котором говорится о пригодности СИ использоваться в сфере ГРОЕИ. В противном случае выдается справка о непригодности.

Данные о результатах поверки отображаются в соответствующем разделе ФИФ ОЕИ, находящемся в свободном доступе в сети Интернет. В ближайшее время это станет единственной обязательной формой подтверждения поверки. Свидетельство о поверке станет выдаваться по желанию заказчика.

Поверка может выполняться только аккредитованными в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ЮЛИП). Калибровка может выполняться любыми лицами, компетентность которых не вызывает сомнений у заказчика и удовлетворяет его.

Поскольку требования к документам, их содержание и форма документов, выдаваемых при калибровке и поверке, совершенно различны, то представляется очевидным, что калибровка не может заменить поверку.

В ряде случаев поверка может заменить калибровку. Это происходит, если к свидетельству о поверке прикладывается протокол, содержащий действительные значения метрологических характеристик СИ, и эта информация удовлетворяет заказчика.  

3. Кто может проводить калибровку и как выбрать организацию калибровщика?

В настоящее время в законодательстве не установлено требований к порядке юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ЮЛИП), проводящим калибровку. И поскольку калибровка является добровольной процедурой, то заказчик вправе обратиться за этой услугой к кому угодно.

Однако, если Вы платите деньги за сертификат калибровки, и хотите применять его в практической деятельности, то имеет смысл, чтобы указанные там значения метрологических характеристик СИ обладали достоверностью. Чтобы с помощью данного сертификата Вы могли подтвердить прослеживаемость вашего СИ к национальной или международной эталонной базе. В противном случае Вы можете сами выписать себе такой сертификат бесплатно и сразу сложить его в «круглую папку».

Поэтому следует выбирать такую организацию-калибровщик, компетентность которой не вызывает у Вас сомнений. Если Вы не можете самостоятельно подобрать такую организацию, рекомендуем Вам выбрать организацию, входящую в реестр Российской системы калибровки, имеющей государственную аккредитацию на проведение калибровочных работ или подтверждение компетентности в ведомственных системах сертификации (РЖД, Росатом). 

4. Как определить межкалибровочный интервал?

Поскольку калибровка является добровольной процедурой, то понятие «межкалибровочный интервал» - не корректно, и правильно говорить о сроке последующей калибровки. Однако, по аналогии с межповерочным интервалом нередко в метрологической практике говорят о «межкалибровочном интервале».

Как правило, методики калибровки не содержат рекомендаций по установлению межкалибровочного интервала. Однако, по требованию заказчика, межкалибровочный интервал может быть установлен. В этом случае во вводной части методики калибровки указывается, что данная методика калибровки кроме процедуры самой калибровки также устанавливает и межкалибровочный интервал или рекомендации по процедуре его определения.

Делается это на основе документов РМГ 74-2004 "ГСИ. Методы определения межповерочных и межкалибровочных интервалов средств измерений" и/или руководящего документа  МОЗМ D 10 «Руководящие принципы определения интервалов калибровки средств измерений».

При установлении межкалибровочного интервала учитывают:

  •  информацию о межповерочном интервале аналогичных средств измерений;

  • экспериментальные данные, полученных калибровщиком в результате специально организованного эксперимента в рамках процедуры калибровки;

  • результаты анализа статистических данных о калибровках этого или подобных средств  измерений, при использовании их в соответствующих условиях, с соответствующей  интенсивностью эксплуатации (при наличии этих данных у калибровщика).

5. В чем преимущества калибровки перед поверкой?

Преимущество калибровки перед поверкой заключаются в том, что в результате калибровки по желанию заказчика может быть определена наиболее  полная информация о метрологических характеристиках средства измерения (СИ). Объем информации о метрологических характеристиках СИ может быть различным и определяется по требованию заказчика  

При поверке, как правило, заказчик получает информацию о пригодности использования своего СИ в сфере  государственного регулирования обеспечения единства измерений (ГРОЕИ). За небольшую дополнительную плату заказчик может получить протокол поверки, содержащий только те метрологические характеристики, которые регламентированы методикой поверки. 

Есть ли преимущества поверки перед калибровкой?

Преимущество поверки перед калибровкой заключаются в том, что если Ваше СИ используется в сфере ГРОЕИ, то для него необходима поверка, калибровка просто не годится.

Однако, известны случаи, когда владельцы СИ, используемых вне сферы ГРОЕИ, заказывали не калибровку, а добровольную поверку. Это целесообразно, если результаты измерений, полученных с помощью этих СИ, могут фигурировать в судебных спорах. При наличии сертификата калибровки суд может затребовать дополнительную экспертизу о правильности применения СИ. Если же есть свидетельство о поверке, то такая экспертиза скорее всего не потребуется.

6. Каким образом результаты калибровки могут быть учтены при поверке?

Результаты калибровки средств измерений (СИ) могут быть учтены при последующей поверке этого СИ на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 311 от 2 апреля 2015 года. В Положении, утвержденном данным Постановлением, процедура признания описана полно и просто.

Основное, что следует иметь ввиду для получения свидетельства о поверке на основе сертификата калибровки, что калибровка должна быть выполнена лицом, аккредитованным на право проведения калибровки в Национальной системе аккредитации. Это требования существенно ограничивает широкое применение признания, поскольку лиц, аккредитованных в Национальной системе аккредитации только на право проведения калибровки и не аккредитованных при этом на поверку, практически не встречается. 

7. Имеем ли мы право сами разработать методику калибровки (для своих задач)?

Разработчиками методики калибровки могут быть:

  • государственные научные метрологические институты;

  • метрологические центры или научно-исследовательские институты, специализирующиеся на разработке новых методов и средств измерений в конфетных областях применения;

  • изготовители (разработчики) средств измерений;

  • пользователи средств измерений (заказчики калибровочной лаборатории);

  • калибровочные лаборатории.

Испытания с целью утверждению типа

1. Какие органы осуществляют оценку соответствия типу средства измерения?

Оценка соответствия осуществляется в форме процедуры утверждения типа средств измерений аккредитованными государственными центрами испытаний (ГЦИ СИ) с соответствующими областями аккредитации.

См. http://www.vniims.ru/possibility/oblastakkred.html

Подтверждение соответствия осуществляется в форме поверки средств измерений утвержденного типа аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Органы по верификации (поверке):

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверка средств измерений осуществляется аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а с 1 января 2013 г. часть номенклатуры средств измерений будут поверятся только государственными региональными центрами метрологии (ЦСМ).

2. Можем ли мы в законодательно установленной сфере госрегулирования продолжать применение СИ после прекращения срока действия свидетельств об утверждении типа?

Можете, ограничение срока действия свидетельств об утверждении типа не распространяется на средства измерений утвержденного типа, приобретенные и/или введенные в эксплуатацию в период срока действия свидетельств об утверждении их типа.

Законодательство

1. Что такое Перечень средств измерений из 250-го Постановления Правительства Российской Федерации, и что нужно о нем знать?

Суть Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2010 г. № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии» хорошо понятна из его названия. Постановление было принято для защиты граждан и государства от недостоверных результатов измерений в областях, имеющих особую социальную значимость. К ним относится в том числе, например, защита жизни и здоровья сотрудников опасных производственных объектов.

Перечень СИ 250-го Постановления неоднократно менялся. Такие изменения вносились в 2012 году Постановлениями Правительства РФ № 1185 и 1270. Изменения Перечня возможны и в дальнейшем.

В целом проведение поверки СИ из Перечня 250-го Постановления ничем не отличается от поверки для всех остальных СИ, используемых в сфере Госрегулирования. Однако, следует иметь ввиду два момента.

Первое. Если оказать услугу по поверке СИ из Перечня 250 Постановления предлагает организация, не являющаяся Государственным региональным центром метрологии, то, возможно, это – мошенники.

Второе. Поскольку услуги по поверке СИ из Перечня 250 Постановления оказываются по ценам, регулируемым государством, то не имеет смысла рассчитывать на получение скидки.

2. Какая в России действующая структура Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, участвующих в работах по законодательной метрологии?
Структура Российской системы измерений
  1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного Министерству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и принимает следующие нормативные правовые акты:
  • порядок исполнения функций национальным органом по стандартизации;
  • порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения;
  • перечень измерений, обязательные метрологические требования к этим измерениям в установленной сфере деятельности Министерства;
  • порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке;
  • порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;
  • порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений;
  • порядок выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений;
  • требования к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядок их нанесения;
  • порядок использования результатов калибровки средств измерений при поверке средств измерений;
  • порядок отнесения технических средств к средствам измерений;
  • порядок проведения обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;
  • порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи в него сведений и предоставления содержащихся в нем документов и сведений;
  • порядок уведомления о выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации и продаже эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
  • форму знака непригодности средств измерений и порядок его нанесения.
См. www.minprom.gov.ru

2. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной Министерству Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) и осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации:

  • органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
  • граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;
  • экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий.

См. www.economy.gov.ru

3. Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

См. www.fsa.gov.ru

4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

В введении Росстандарта находятся Государственные метрологические службы, которые включают в себя:

1) Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) – метрологические научно-исследовательские институты:

  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский Научно-исследовательский Институт Метрологической Службы» (ФГУП «ВНИИМС», г. Москва) – является главным центром Государственной метрологической службы и головным институтом по законодательной метрологии в стране;

См. www.vniims.ru

  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» (ФГУП «ВНИИОФИ», г. Москва);

См. www.vniiofi.ru

  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно- исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева» (ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева», г. Санкт-Петербург);

См. www.vniim.ru

  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Уральский научно-исследовательский институт метрологии» (ФГУП «УНИИМ», г. Екатеринбург);

См. www.uniim.ru

  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» (ФГУП «ВНИИР», г. Казань);

См. www.vniir.org

  • Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский центр по изучению свойств поверхности и вакуума» (ОАО «НИЦ ПВ», г. Москва);

См. www.nicpv.ru

  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ФГУП «ВНИИФТРИ», Московская область), включая Федеральное государственное унитарное предприятие «Восточно-сибирский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ФГУП «ВС ВНИИФТРИ», г. Иркутск), Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических измерений «Дальстандарт» (ФГУП «ВНИИФТИ «Дальстандарт», г. Хабаровск) и Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Хронос» (ФГУП НПП «Хронос», г. Петропавловск-Камчатский);

См. www.vniiftri.ru

  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии» (ФГУП «СНИИМ», г. Новосибирск);

См. www.sniim.siberia.net

  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «ВНИЦСМВ», г. Москва);

См. www.vnicsmv.ru

  • Федеральное государственное унитарное предприятие  «Государственный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля» (ФГУП «ГНТЦ «Инверсия», г. Москва).

Государственные научные метрологические центры несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений. Научные центры являются хранителями государственных эталонов, проводят исследования в области теории измерений, принципов и методов высокоточных измерений, разработки научно-методических основ совершенствования российской системы измерений.

5. Органами Государственной метрологической службы также являются 90 государственных региональных центров метрологии (ЦСМ), расположенных по всей территории России.

Они проводят работы по поверке и калибровке средств измерений, осуществляют государственный метрологический контроль и надзор за обеспечением единства измерений. 

6. Обеспечением единства измерений (ОЕИ) заняты и другие государственные службы:

  • Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) обеспечивает: межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли; обеспечивает воспроизведение, хранение и передачу размеров единиц времени и частоты, шкал атомного, всемирного и координированного времени, координат полюсов Земли.
  • Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) организует создание и использование стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (металлов и сплавов, медицинских препаратов, минерального сырья, почв и т.п.). Служба также обеспечивает разработку средств сопоставления характеристик стандартных образцов с характеристиками веществ и материалов, которые производятся промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями для их идентификации или контроля.
  • Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД) занимается созданием достоверных характеристик физических констант, свойств веществ и материалов, минерального сырья и др., периодически публикуя справочные данные.
3. Что собой представляет законодательство РФ об обеспечении единства измерений (ОЕИ)?

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  2. Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" (с изменениями на 13 июля 2015 года)

  3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №482 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации». 

  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. №718 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». 

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. №780 «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации». 

  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 г. №879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации». 

  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. №884 «Об утверждении Положения о Государственной службе стандартных образцов и свойств веществ и материалов». 

  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №1057 «О порядке оплаты работ и или услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам».

  10. Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии». 

  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. №734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений». 

  12. Приказ Минпромторга России от 30.11.2009 г. №1081 «Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения» (зарегистрирован Минюстом России 25.12.2009 г. №15866). 

  13. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 30 сентября 2011 г. N 1326 г. Москва "О внесении изменений в Порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядок выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, утвержденные приказом Минпромторга России от 30 ноября 2009 г. N 1081"

  14. Приказ Минпромторга России от 15.02.2010 г. №122 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений» (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2010 г. №16674)

  15. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.12.2015 № 4040 "О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений, утвержденный приказом Минпромторга России от 25 июня 2013 г. № 970"

  16. Приказ Минпромторга РФ от 25 июня 2013 г. № 970 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений

  17. Приказ Минпромторга России от 16.03.2010 г. №196 «Об утверждении методик расчета стоимости работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам» (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2010 г. №16940). 

  18. Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (утвержден Приказом Минпромторга России от02.07.2015 г. №1815, зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2015 г. N38822).

  19. Положение о признании результатов калибровки при поверке средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений

  20. ПРИКАЗ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА АТТЕСТАЦИИ ПЕРВИЧНЫХ РЕФЕРЕНТНЫХ МЕТОДИК (МЕТОДОВ)ИЗМЕРЕНИЙ, РЕФЕРЕНТНЫХ МЕТОДИК (МЕТОДОВ) ИЗМЕРЕНИЙ И МЕТОДИК (МЕТОДОВ) ИЗМЕРЕНИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ"

  21. Приказ Минпромторга России от 15.12.2015 г. №4092 "Об утверждении порядка отнесения технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями"